суббота, 16 мая 2009 г.

для журнала "Ваша светлость"

ИГРЫ В КУКЛЫ

"Все дети играют в куклы. Сейчас – всё больше в плюшевые и пластмассовые, сошедшие с конвейеров игрушечных фабрик. Раньше – в тех, которые им делали из тряпок, бересты, льна и веточек заботливые материнские или бабушкины руки. Но куклы – это больше чем игрушка. И русская народная традиция придавала им огромное значение.

В традиции куклы всегда учили жить в обществе и взаимодействовать с миром, – говорит Арида, практический психолог с восемнадцатилетним стажем – и каждая из них несёт определённый образ и играет определённую роль». Про кукол, знания о которых она переняла от вятской мастерицы Осиповой Нины Васильевны, Арида может рассказывать часами. Рассказывать не только о форме, но и о смыслах, которые видели в куклах в традиционной народной культуре. К примеру, связки малюток-Кувадок вывешивались у колыбели младенца. Считалось, что они отгоняют злых духов и охраняют ребёнка от дурного глаза. Попутно куколки-Кувадки (или Куватки) были первыми предметами внешнего мира, с которыми знакомился ребёнок. Яркие, маленькие, разноцветные, а главное, сделанные руками матери или бабки, заряженные их любовью, они помогали маленькому человечку расти и развиваться гораздо лучше нынешних погремушек. Или зайчики – таких куколок мама или старшая сестра сворачивала ребенку из лоскутка, чтобы тот не плакал и не скучал, когда оставался один.
Зайчик – друг, которому можно поведать свои тайны, рассказать о том, что на душе твориться, пожаловаться, если что не так. Нянюшку делали малышам, которые уже начинали ходить и выходить из дома на улицу. Считалось, что эта куколка обережёт ребёнка от нечаянных страхов, от встречи с неведомым. А вот кукла Каша – эдакий мешочек с ножками-ручками, красной ниткой перетянутый, ростом с горшочек. На этой кукле девочки учились варить кашу (красная нить как раз отмечала уровень крупы в горшке) и рукодельничать (наряды для раздетой куклы маленькая мастерица делала сама). Через такие игрушки дети знакомились с укладом жизни и учились взаимодействовать с миром. Через эту учёба складывалась вся их дальнейшая жизнь – известно ведь, что личность и характер ребёнка определяется к уже трём годам, а к пяти складывается окончательно. А игрушки, которые сопровождают ребёнка, во многом определяют, кем он вырастет: цельным уравновешенным человеком или тревожным невротиком. «Кукла для малыша должна быть маленькой, такой, чтобы он мог её видеть всю, целиком, – говорит Арида. – И традиционная игровая кукла – именно такая. Сегодняшние родители зря стремятся купить игрушки получше и подороже, ведь они – мёртвые, пустые. Для ребёнка будет намного роднее куколка из тряпочек, скрученная любящими материнскими или бабушкиными руками. В старину считалось, что игрушка для ребёнка до четырёх лет должна быть тёплой, из ткани или дерева. Холодной на ощупь игрушкой можно было, по поверью, «застудить душу». Помимо игровых кукол, в народной традиции различали обрядовые, обережные, целительные куклы. Появляясь в жизни человека с его рождением, они оставались непременными участниками всех событий. Кукол-Пеленашек крутили из тряпочек перед появлением младенца. Куклы-Лихоманки, которых сжигали на масленичном костре, забирали с собой всевозможные несчастья и болезни.

Январская кукла-Коляда помогала с исполнением желания, загаданного на год, и блюла общий достаток в доме. Куклу Зернушку-Крупеничку, которая делалась из мешочков с крупой, шили на осеннее равноденствие. И она стояла-красовалась на обеденном столе до следующего посева, напитываясь атмосферой дома своих хозяев. «В традиционном укладе применяли несколько сотен кукол, – говорит Арида. – И у каждой из них была своя роль. Роженицу делали в помощь рожающей матери, Кормилку – в помощь кормящей, Желанницу – для исполнения желаний, шестирукую Филипповку – как помощницу по хозяйству, чтобы в доме были чистота, порядок, уют. Занятие это было женским, но и мужчины понимали в куклах. Когда в дом приходила молодая жена, именно свёкор осматривал кукол, которые она приносила с собой. И по ним видел, что из себя представляет будущая мать его внуков». И действительно, при всей, вроде бы, незатейливости конструкции, – тряпочки, палочки, нитки – кукла требует определённого настроя и состояния сознания. И если настрой не тот – кукла выйдет кривая. Убирая эту «кривость», раз за разом «налаживая» куклу во время работы с ней можно «поладить» и собственные искривления. А заодно разобраться в своих представлениях о людях и отношениях в семье, о счастье и достатке. А как только получилась красавица, радующая душу – значит, изменилось что-то и в мастерице, из чьих рук эта красота вышла. Насколько чётко куклы диагностируют характер и состояние, я увидела, когда училась крутить тряпочных кукол на занятиях у Ариды. Потрясающая экспресс-диагностика! Моя первая Кормилка получилась уставшей и измождённой – эдакая заморенная многодетная мамаша, которая кормит, как долги отдаёт. Но пока я смотрела на неё и соображала, какие-такие долги меня измотали, кукла выправилась, выпрямилась, и вот уже у меня в руках – баба в силе. И кормит она не потому, что должна, а потому, что может. Предназначение у неё такое...

... Годах в пятидесятых прошлого века психологи признали то, о чём говорили эзотерики: поведение человека нечто большее, чем проявление инстинктов и подавленных желаний. И сегодня в России появилось множество последователей различных психологических методик, призванных помочь человеку наладить отношения с миром и обществом: психодрама, гештальт-терапия, экзистенциальная терапия, телесно ориентированная терапия. Но не изобретают ли современные психологи велосипед, на котором уже «катались» наши предки? И русская этнография в этом не уникальна – любая народная культура, будь то индейцы или эскимосы, несёт в себе способы очищения психики и сознания. «Этнопсихология изначально приспособлена под нужды того или иного народа, она – часть культуры жизни общества», – отмечает Арида. И добавляет, что за свою практику перебрала множество методик и на собственном опыте убедилась: то, что заложено в русской народной психологии при работе с нашими соотечественниками срабатывает гораздо лучше и органичнее, чем методы, придуманные психологами-иностранцами. И трёхчасовая работа над куклой способна дать такое очищение души, которое не получишь и за несколько сеансов психоанализа.

К слову
Помимо прочего, традиционные славянские куклы несли в себе космогонические и мифологические образы. Как отмечает в своей книге «Текстильные обрядовые куклы» минская кукольница Зинаида Ивановна Зимина, двойная кукла Козьма и Демиан отражает представление славянского мифа о «близнецах», известного едва ли не всем индоевропейским космогоническим системам. А в кукле для свадебного пирога, где на веточке с двумя развилками расположены фигурки жениха и невесты, отразилось Мировое дерево – своеобразная модель Вселенной и Небесный мир, и Земной, и Подземный.
Традиционные славянские куклы не имеют лица. И это не случайно – считалось, что кукла находится на границе между миром людей и миром духов. Именно это делало её предметом очистительной и защитной бытовой магии. Кроме того, соблюдалась своеобразная «техника безопасности» – по традиционным представлениям самых разных народов считалось, именно через рот, глаза и нос в изображения вселяются духи. Изготавливая обрядовую куклу, женщина эмоционально настраивалась на определённое состояние, верила в силу «сделанного». Ритуальную куклу усиливало то, что при её изготовлении читали заговор, иногда – до конца и ни разу не сбившись точно в течении времени изготовления куклы. Ну чем не медитация, останавливающая внутренний диалог и концентрирующая на нужной проблеме!"

LINK

1 комментарий: